66 Бит
Екатеринбург, Добролюбова 16
info@66bit.ru

Оставить заявку на сотрудничество

Перетащите файлы сюда
*Нажимая кнопку "Отправить заявку", вы соглашаетесь с политикой в области персональных данных
Поиск Очистить

Project Manager и его роль в разработке ПО

Давно доказано, что любой группе людей, занимающимся одним делом необходим лидер. Это не просто человек, который будет раздавать приказы и ругать за ошибки. Настоящий лидер – это заботливый друг, который возьмёт на себя сторонние обязанности, чтобы команда не отвлекалась от работы, и поддержит в возникающих вопросах и трудностях.

Менеджер по управлению проектами – это ответственный за разработку ПО со стороны компании подрядчика, выстраивающий коммуникацию между заказчиком и командой разработки.

Как и было сказано ранее, цель менеджера проектов – дать возможность разработчикам, аналитикам и дизайнерам заниматься своими обязанности, не переживая за отчётность, сбор требований и правок и прочие важные обязанности. Роль менеджера проектов состоит в том, чтобы команда и заказчик взаимодействовали как можно эффективнее, а продукт получился качественным.

В нашей статье вы узнаете: какие функции менеджера проекта наибольшим образом влияют на результат, какими методами и инструментами он пользуется для достижения поставленных целей и через какие этапы управления необходимо пройти, чтобы все остались довольны.

Откуда берутся менеджеры проектов?

Лидерами не рождаются, ими становятся! И правда, чаще всего менеджер разработки ПО – бывший участник команды разработки, управленческие качества которого стали очевидны и потребовали реализации. Он достиг высот на своём поприще, а значит настало время снять обязанности рядового сотрудника и взять бразды правления.

В теории проджект менеджером проекта может стать и разработчик, и аналитик, и дизайнер. Однако на практике именно бывшие разработчики и тестировщики чаще занимают эту должность. Всё объясняется очень просто, менеджер должен обладать не только лидерскими качествами, но и хорошо разбираться в том, на чём собственно и строится разработка ПО – в программном коде.

-2

Задачи менеджера проектов

О функциях проджект менеджера, в отличие от остальных участников команды разработки, можно говорить долго. Его обязанности специфичны и часто отличаются от проекта к проекту. Однако мы выделили основные задачи проджект менеджера, которые не меняются от случая к случаю и требуют повышенного внимания:

  • Сбор требований

Специалист собирает требования заказчика в процессе встреч и интервью, данные требования структурируются, прорабатываются, и исходя из них аналитик разрабатывает функционал будущего продукта.

  • Коммуникация

Коммуникация с внутри и снаружи команды – одна из важнейших функций проджект менеджера. Ему необходимо настроить доверительные отношения с той и другой стороной, чтобы эффективно управлять важными решениями.

  • Планирование

Подробнее о планировании расскажем чуть позже, однако необходимо знать, что для успешной разработки важно спланировать каждый риск и этап работы, а занимается этим именно менеджер по разработке программного обеспечения.

  • Управление рисками

Управление рисками входит в задачи планирования, однако выделяется на фоне того, что риски могут сорвать разработку и планировать их необходимо особо тщательно.

  • Контроль бюджета

Ответственность за контроль бюджета лежит на финансовом специалисте команды разработки, однако именно менеджер согласует решение с заказчиком, а значит и он обязан быть в курсе составляющих цены вплоть до сотых.

  • Отчётность

Отчётность о проделанной работе – важная составляющая коммуникации между командой и заказчиком. Цель менеджера проектов – четко и доступно донести до заказчика профессиональную точку зрения команды и её взгляд на функционал продукта. Также важно быстро и вежливо находить компромисс в случае расхождении мнений.

  • Поддержка после релиза

Менеджер не только руководит внедрением продукта, но и поддерживает его работоспособность после релиза. Первое время работы ПО крайне важно уделять ему максимум внимания во избежание технических ошибок.

Важные навыки

Навыки любого специалиста, как мы выяснили в прошлых статьях, делятся на хард и софт скиллы. Хард скиллы определяют практические навыки: методики, инструменты и т.д. Софт скиллы – это черты характера, помогающие тем или иным специалистам в особенностях их работы.

Менеджеру по разработке программного обеспечения также присущи некоторые практические и психологические навыки, разберём их подробнее:

Хард скиллы:

  • Процессы производства в IT индустрии
  • Понимание технических нюансов: языки разработки, виды тестирования, терминология и т.д.
  • Методологии жизненного цикла
  • Управление задачами и планирование
  • Понимание менеджером разработки ПО финансовой стороны разработки
  • Интервьюирование заказчика
  • Документоведение и отчётность

Софт скиллы:

  • Способность выстраивать доверительные отношения с заказчиком и командой
  • Разрешение конфликтных ситуаций
  • Способность менеджера по управлению проектами доступно объяснять разные точки зрения и вести переговоры
  • Перевод с “айтишного” на человеческий
  • Скорость реагирования
  • Способность менеджера по развитию проектов регулировать риски, связанные с процессом разработки и релиза

-3

Этапы управления проектом

Как мы уже выяснили, задачи проджект менеджера охватывают все этапы проекта от первой встречи с заказчиком и до поддержки продукта после релиза. Но какие обязанности активируются на том или ином этапе?

1. Инициация

На этапе инициации целью менеджера проектов является построение доверительных отношений между своей командой и заказчиком. После первого обсуждения, где заказчик делится общей информацией о требуемом ПО, специалисту необходимо провести глубинное интервью. Оно требуется для того, чтобы уточнить требования заказчика, его цели и специфику бизнеса.

2. Планирование

Планировать можно и нужно всё! Каждый инструмент, этап и риск должен быть тщательно обдуман и взвешен. Менеджер планирует состав команды разработки, затем приступает к срокам и бюджету разработки. А после в обязательном порядке прорабатывает возможные риски и их регулирование. Подробнее об этом расскажем чуть позже.

3. Согласование функционала

В самом начале работы над проектом аналитику необходимо изучить требования заказчика и разработать функционал продукта. Техническое задание с функциональными и нефункциональными требованиями он согласует с менеджером разработки ПО, а тот в свою очередь отчитывается о функционале перед заказчиком. Только после утверждения технической документации начинается процесс разработки.

4. Дизайн и разработка

В процессе разработки менеджер постоянно присутствует в жизни команды: отвечает на вопросы, разрешает трудные ситуации, а самое главное – согласует результаты с заказчиком и передаёт правки. Каждый этап реализации должен быть согласован и утверждён, для этого менеджер и заказчик встречаются в заранее определённую дату и обсуждают наработки.

5. Тестирование

Тестирование – крайне ответственный этап для всех. Здесь в задачи менеджера входит управление качеством: он утверждает тест-план, следит за процессом тестирования, регулирует устранение ошибок, а затем снова отчитывается перед заказчиком о проделанной работе и результатах тестов.

6. Согласование результата

Самый волнующий как для заказчика так и для команды этап. Проджект менеджер проекта оформляет отчётные документы, готовит презентацию и выступление, а затем предоставляет все артефакты заказчику. Заказчик опробует готовый продукт, слушает презентацию и утверждает результат.

7. Релиз

В процессе и после релиза менеджер также не оставляет свой продукт и заказчика. Он управляет внедрением, поддерживает продукт после, а при желании заказчика регулирует обучение сотрудников.

-4

Работа с командой

Не смотря на то, что роль менеджера проекта состоит в коммуникации с внешним миром, именно внутри команды он проводит больше времени, а значит слаженное взаимодействие команды – одна из главных его целей.

Успешная работа с командой складывается из множества составляющих, но основные из них: умение выходить из конфликтных ситуаций, решать трудности и доступно объяснять точку зрения и правки заказчика. Менеджер по управлению проектами должен стать не просто управленцем, а опорой для участников команды.

Важным фактором работы с командой является выбор проджект менеджером проекта методологии жизненного цикла ПО, от неё зависит план работы, встречи с заказчиком и качество результата. Существует две основные методологии: Waterfall и Agile. Исходя из первой, процесс разработки идёт планомерно, а сам продукт разрабатывается целиком.

По методология Agile процесс разработки делится на модули и итерации. Таким образом продукт разрабатывается по модулям, после чего каждый из них тестируется и внедряется к предыдущему. У каждого из методов есть свои плюсы и минусы, зачастую менеджер разработки ПО делает выбор исходя из вида ПО, сроков, бюджета и специфики бизнеса заказчика.

Управление рисками

“Если вы не планируете, вы планируете провал.”

И это всё, что необходимо знать о важности учёта рисков в разработке. Проблемы возникнут в любом случае, важно уметь к ним подготовиться. Классный менеджер по развитию проектов всегда держит при себе тревожный чемоданчик со стратегиями выхода из трудных ситуаций, о котором ни команда, ни заказчик могут даже не подозревать.

Управление рисками, в основе своей, состоит из трёх пунктов: заметить, оценить, уничтожить. И именно скорость реагирования и опыт менеджера по управлению проектами в этом помогут:

  • Идентификация рисков

Риски всегда зависят от характеристик проекта: сложности функционала, вида продукта, сроков и так далее. Уже на этапе первых обсуждений с заказчиков менеджер разработки ПО начнёт отмечать возможные риски для дальнейшей проработки. После обсуждения он обязательно пройдётся по полученной информации ещё раз, чтобы выделить ещё несколько моментов, способных отсрочить, замедлить или вовсе сорвать разработку.

  • Оценка вероятности и воздействия

Риски выделены, но зачастую очень сложно подготовиться одинаково хорошо ко всему сразу. В целом этого и не требуется, специалисту необходимо оценить вероятность и тяжесть воздействия, а затем расставить приоритеты. На первых местах окажутся наиболее тяжкие риски, и именно на них нацелит внимание проджект менеджер проекта.

  • План реагирования

Осталось самое важное – спланировать стратегию на худший случай и подготовить всё необходимое. На протяжении всего проекта специалисту необходимо будет держать руку на пульсе и суметь вовремя исполнить план Б в ответственный момент.

Коммуникация

В коммуникации между заказчиком и командой менеджер по развитию проектов выступает неким мостиком, связывающим взгляды той и другой стороны. Ему необходимо уметь не только управлять людьми внутри команды, но и взаимодействовать и достигать компромисса со внешним миром, будь то заказчик или пользователи.

Первый и наиболее очевидный способ коммуникации – плановые встречи. В ходе них основной задачей проект менеджера является донести точку зрения команды, выслушать и понять мнение заказчика, а также суметь найти общее видение и наиболее эффективное решение в случае расхождений.

Для заказчика необходимо знать, что менеджер разработки ПО в первую очередь стремится разработать лучший продукт, а значит все выдвигаемые им предложения и решения основаны на ваших интересах и целях. Разница лишь в том, что специалист смотрит на продукт с точки зрения разработки, именно поэтому видения заказчика и проджект менеджера проекта могут различаться. И тому и другому необходимо понять друг друга и то, что играете вы в одной команде.

Ещё один вид коммуникации между командой разработки и заказчиком – сдача отчётности. Это целиком и полностью входит в функции проджект менеджера, а значит на его плечи ложится ответственность за то, как доступно он донесёт результаты проделанной работы. Заказчик в свою очередь вправе задавать как можно больше уточняющих вопросов, чтобы результаты и прогнозы были прозрачны для обеих сторон.

Разработка программного обеспечения от 66 Бит

Благодаря нашей статье вы узнали: кто такой менеджер по управлению проектами, какие обязанности лежат на его плечах и какую роль играет этот супергерой в разработке программного обеспечения для вашего бизнеса. Теперь можно смело заказывать ПО, ведь вы знаете как взаимодействовать с командой через их лидера, чтобы все насладились процессом работы и эффективным результатом. А заказывать качественное программное обеспечение лучше всего в проверенной компании 66 Бит! Наши опытные специалисты выберут лучшее решение исходя из специфики вашего бизнеса. Подробнее читайте на нашем сайте!

Поделиться в соцсетях:

Разработка игр на Unity