Безопасность программного обеспечения
«Кибербезопасность — это нечто большее, чем просто IT». — Стефан Наппо.
Чувствуете страх, когда представляете, что ваш телефон или ноутбук взломают? Конечно, ведь под угрозой окажутся личные сведения, медиа или даже банковские счета. А что если на кону данные и счета целой компании?
В нашей статье мы копнем чуть глубже в сфере надёжности и безопасности ПО для бизнеса и узнаем: от каких угроз безопасности программного обеспечения необходимо защитить компанию, какие методы защиты применяются в наше время и кто следит за защитой ваших данных.
Безопасность программного обеспечения – это комплекс методов защиты программного обеспечения и конфиденциальных сведений компании от атак злоумышленников. Проще говоря, руководителю необходимо позаботиться о том, чтобы в софте компании не было ни одного слабого места, по которому может ударить хакер.
Чтобы обеспечить качественную программную защиту ПО необходимо предугадать цель злоумышленника, а ею не всегда является кража денег или документов. Ему может потребоваться удалить или изменить данные, а иногда просто закинуть вирус, который будет медленно, но верно убивать программное обеспечение. Именно поэтому каждые несколько лет компании изобретают колесо, чтобы обезопасить своё дело от угроз безопасности программного обеспечения, и зачастую этого всё равно оказывается мало.
Необходимость информационной безопасности
Для начала необходимо разобраться по каким именно местам вероятнее всего ударит взлом корпоративного ПО и почему защита от вредоносного программного обеспечения так необходима:
Личные данные
Первая и важнейшая цель злоумышленника – коммерческие тайны и важные документы. Они могут понадобиться для самых разных целей: от очернения репутации до судебных тяжб. Именно поэтому конфиденциальные данные компании стоят на первом месте в приоритете обеспечения безопасности программного продукта.
Финансы
Да, как ни странно, рядом с личными данными всегда идут финансы компании. Более того, кража информации зачастую влечёт за собой финансовые убытки, а значит защита и тех и других для любого бизнеса должна стоять на первом месте.
Работоспособность
Раньше, когда весь софт компании создавался для внутреннего использования, его взлом отражался только на сотрудниках и руководителях. Теперь большинство компаний имеют пользовательское программное обеспечение, предназначенное для клиентов, а значит работы становится в несколько раз больше.
Работоспособность софта безопасности теперь напрямую влияет на лояльность клиентов. Частые атаки влекут за собой сбои, которые делают ПО непригодным в использовании и заставляют клиентов нажать на кнопку “Удалить”.
Репутация
Чтобы создать репутацию, требуется 20 лет, а чтобы разрушить её — несколько минут кибер-инцидента. Можно сказать: “Тем, кому нечего скрывать нечего и бояться”. А вот и нет! Даже самый идеальных документ можно использовать против компании, а значит верной тактикой будет не выверять каждое слово, а сделать так, чтобы это слово не попало в чужие руки.
Юридическая стабильность
Требования к безопасности программного обеспечения прописаны законодательно, а значит несоответствие им может навлечь не только кибератаки, но и юридические проблемы. Даже не знаем, что будет хуже.
От каких угроз необходимо защищаться?
Проникновение в корпоративное ПО легко сравнимо с проникновением в дом. Грабитель, желающий обчистить ваше жилище может взломать дверь, залезть в окно, пробраться через гараж или стукнуть вас дубинкой у входа и отобрать ключи. Также и у хакера есть множество путей, чтобы навредить вашей защите программ и данных:
Вредоносное ПО
Вредоносное программное обеспечение включает в себя все вирусы, которые встраиваются в систему и разрушают её изнутри. Они разрастаются и уничтожают здоровые механизмы, как плесень в банке, или проникают вглубь и выуживают необходимую информацию. К вредоносному ПО относятся:
- Вирусы – встраиваются в обычные файлы и распространяются путём открытия этих файлов.
- Трояны – по аналогии с троянским конём маскируются под легитимное ПО, но содержат в себе угрозу безопасности программного обеспечения.
- Черви – не требуют человеческого участия, распространяются благодаря уязвимостям сети.
- Шпионские программы – не влияет на работоспособность ПО и не оставляет следа, единственная функция – тихо и мирно собирать информацию.
Уязвимости в коде
Ошибки в коде или интеграция устаревших версий помогают злоумышленникам пробираться в систему. Уязвимости кода, как маленькие дырочки, именно их выискивает хакер для проникновения. Возникают они из-за недостаточного тестирования безопасности или отсутствия регулярных обновлений. Примеры:
- SQL-инъекции – вредоносные SQL-запросы, вставляемые в поля ввода данных, разрушают программную защиту ПО.
- Межсайтовый скриптинг (XSS) – злоумышленник вставляет вредоносные скрипты в веб-страницы, которые затем выполняются на стороне пользователя.
- Переполнение буфера – злоумышленник записывает данные за пределами выделенной памяти, что может привести к выполнению произвольного кода.
Атаки на отказ обслуживания (DDoS)
Логика примитивна: загрузить сервер до предела и сделать систему недоступной для пользователей. DDoS атаки редко несут практический вред, однако частый отказ ПО вполне может нарушить производительность компании. В случае подобных атак важно иметь план экстренной минимизации рисков. Примеры атак на отказ обслуживания:
- Сетевые атаки – направлены на сетевую инфраструктуру.
- Атаки на уровне приложений – направлены на перегруз определённых приложений или сервисов.
- Атаки с использованием ботнетов – ботнеты (заражённые устройства) отправляют запросы к цели по велению своего создателя, в таком случае DDoS атака может навредить надёжности и безопасности ПО.
Фишинг
Фишинг – это метод, при котором злоумышленники пытаются обманным путём заставить жертв открыть файлы, содержащие вирусные программы. Чаще всего такие файлы отправляются по почте или в соц-сетях, а целью злоумышленников является конфиденциальная информация или финансы. Примеры фишинга:
- Фишинговые письма – метод, при котором вредоносное ПО маскируется под легитимные сообщения от компаний, коллег или даже друзей и родственников.
- Фишинговые сайты – вредоносное ПО маскируется под веб-сайт, при открытии которого оно загружается в систему и снижает уровень безопасности программного обеспечения.
- Смс фишинг – атака через текстовое сообщение.
Методы обеспечения безопасности программного обеспечения
Итак, мы перешли к самому интересному, настало время разобраться в видах защиты программного обеспечения:
Шифрование
Шифрование данных служит для защиты информации даже в том случае, когда злоумышленнику удаётся проникнуть в систему. Данные шифруются уникальным способом, а дешифровка зачастую занимает огромное количество времени и ресурсов хакера.
Данные могут шифроваться несколько раз: в покое и в процессе передачи, чтобы даже в случае ослабления системы безопасности у злоумышленника не было шанса расшифровать конфиденциальную информацию.
Аутентификация и авторизация
Аутентификация помогает предотвратить несанкционированный доступ, запрашивая у пользователя уникальные логин и пароль, а многофакторная аутентификация, ставшая особо популярной в последние пару лет, обеспечивает безопасность программного продукта благодаря уникальным временным кодам.
Авторизация в свою очередь определяет роль сотрудника и его место в системе. У каждого звена компании, как известно, свой уровень привилегий: кому-то доступно больше информации и ресурсов, кому-то меньше. Всё это было придумало также из соображений безопасности. Чем меньше людей знают секрет – тем меньше шанс его распространения.
Управление уязвимостями
Уязвимости найдутся всегда, нужно научиться грамотно ими управлять и предотвращать новые. Таким образом, управление уязвимостями заключается в регулярном тестировании и обновлении корпоративной системы безопасности.
Информационная безопасность – это не одноразовый проект, нельзя просто поставить систему безопасности и ждать что она отслужит 20 лет от звонка до звонка. Необходимо регулярно поддерживать её работоспособность, а иначе срок ей в лучшем случае 4-5 лет.
Безопасное кодирование
Безопасное кодирование включает в себя множество правил, но самые популярные из них:
- Проверка ввода данных, когда все данные, попадающие в систему фильтруются в целях предотвращения вредоносных инъекций.
- Использование безопасных библиотек и новых версий фреймворков.
- Минимизация привилегий сотрудников в целях защиты программ и данных.
Тестирование безопасности
Видов тестирования системы безопасности также огромное количество, однако самый популярный и занимательный из них – пентестинг. Это вид тестирования, когда программное обеспечение подвергается самого разного рода атакам и попыткам взлома.
Специалист по информационной безопасности надевает на себя маску злостного нарушителя и пытается всеми способами взломать систему, а в случае успешного взлома добавляет к слабому месту дополнительную броню.
Мониторинг и аудит
Методы защиты программного обеспечения конечно же включают в себя регулярный мониторинг и аудит системы позволит выявить подозрительную активность и неудачные попытки взлома. Например, мониторинг сетевой активности анализирует сетевой трафик и выявляет аномалии. Аудит безопасности же анализирует систему безопасности на наличие уязвимостей и слабых мест.
Защита периметра
Защита периметра представляет буквальную защиту границ системы. Например, межсетевые экраны (Firewall) ограничивают доступ к сети на основе заранее определённых правил. Или VPN (Virtual Private Network), который защищает данные при их передаче через публичные сети.
Программная защита обеспечит полную безопасность?
Ответим сразу: нет, даже самые инновационные программные защиты ПО не гарантируют абсолютную защиту от злоумышленников. Но почему же так происходит?
«Фишинг — серьёзная проблема, потому что от человеческой глупости действительно нет лекарства». — Майк Дансеглио.
Вы можете на 100% быть уверенными в том, что ваши сотрудники – прекрасные специалисты, однако профессиональная производительность никак не влияет на человеческий фактор. Рядовой рабочий может просто напросто сболтнуть лишнего старому знакомому, а секретарь перейти по вирусной ссылке, присланной на почту.
И именно так люди собственноручно делают бреши в софте безопасности, который разрабатывался годами, но как этого избежать? Никому не доверять? Заменить всех сотрудников на роботов? Ну уж нет, не будем впадать в паранойю. Защитить компанию от человеческой глупости невозможно, однако есть шанс минимизировать риски.
Для этого необходимо проводить регулярные учения, на которых сотрудникам в доступном и задокументированном виде будут объясняться базовые правила защиты от вредоносного программного обеспечения и перечень сведений, разглашение которых повлечёт за собой серьёзные риски. Немаловажным будет ограничить информационные привилегии сотрудников до минимально необходимого уровня – выполнения рабочих задач.
Кто обеспечивает безопасность?
Бытует стереотип о том, что разработчик обязан и разрабатывать систему и собственноручно защищать её от атак, однако это в корне неверное представление. Для анализа безопасности программного обеспечения существует отдельная профессия – специалист по информационной безопасности.
Специалист по информационной безопасности (ИБ) — это специалист, который обеспечивает надёжность и безопасность ПО компании. Например, клиентской базы, логинов, паролей и другой информации, хранящейся на серверах. Также специалист по ИБ может отвечать за соблюдение коммерческой тайны или тестировать приложения на уязвимость.
Безопасник может состоять в штате компании или наниматься со стороны подрядчика разработки защиты программ, однако никогда не совмещается с ролью рядового разработчика. Почему так?
Специалист в проблемах безопасности программного обеспечения Юрий Шабалин отвечает: «Разработчики развиваются в своей сфере. Они смотрят, какие появляются фреймворки, языки, новые паттерны и фишки в их сфере интересов. Атакующие же сразу просчитывают, какие атаки можно реализовать для них, какие существуют уязвимости, как что-то можно проэксплуатировать. Разработчик зачастую просто не задумывается о том, что написанный код можно как-то повернуть по-другому.»
Обязанности специалиста по информационной безопасности
Специалист по информационной безопасности должен умело совмещать два навыка: нападение и защита. Всё просто: если безопасник не думает как злоумышленник, то не сможет защититься от вредоносного программного обеспечения. А теперь разберёмся какие функции исполняет специалист ИБ для того, чтобы обеспечить беспрекословную защиту:
- Безопасность средств криптографической защиты программ и данных
- Категорирование информации
- Охрана коммерческой тайны
- Консалтинг
- Противодействие техническим средствам разведки
- Разработка защиты программ
- Тестирование безопасности
Разработка ПО от 66 Бит
Всего за 10 минут мы вместе разобрались в проблеме безопасности программного обеспечения и узнали: какие угрозы несёт отсутствие системы безопасности, какие методы применяются для защиты и кто стоит за защитой программ и данных вашего бизнеса. А чтобы быть уверенными в безопасности своего ПО предлагаем обратиться в 66 Бит! Наши опытные специалисты проведут полный аудит вашей системы на предмет уязвимостей или разработают безопасное программное обеспечение с нуля. Подробнее читайте на сайте!