Роль дизайна в разработке ПО для бизнеса
«Красота веб-дизайна заключается в его способности делать сложные идеи простыми и доступными»
Дизайн окружает нас всюду: от этикетки на газировке до огромного веб-сайта с 3D моделями и современной графикой. Дизайн программного обеспечения для бизнеса – это не просто красивая картинка, а ещё один способ максимально доступно и комфортно объяснить клиенту свою философию, идею и преимущества перед конкурентами.
Разработка дизайна ПО – это процесс разработки личной айдентики бренда, включающая в себя цветовые решения, отрисовку элементов и расположение их в наиболее доступном для аудитории виде.
Сравнивая сайты с картинами: первые функциональные прототипы – это карандашный набросок. Он передаёт сюжет картины, место действия, основные элементы, но как такового характера у него нет, всё чётко и по делу. Сделать дизайн программы означает привести карандашный набросок в конечный вид: благодаря цветам, шрифтам, элементам и анимациям он вдыхает жизнь в скучные серые кнопки и даёт клиенту понять, что ваш бизнес – не текст на бумаге, а настоящие люди с идеями и целями.
В этой статье мы рассмотрим роль проектирования и дизайна ПО для бизнеса на примере веб-сайтов и узнаем: каким был дизайн первого веб-сайта, какие детали образуют дизайн, чем занимается веб-дизайнер и какие тренды и решения могут предложить современные специалисты.
Немного истории
Интересный факт – дизайн софта младше Интернета всего на 1 год, а вышло это вот как: в 1989 году британский учёный Тим Бернерс-Ли представил проект — систему быстрого обмена информацией между учёными и университетами по всему миру. Именно в этот момент начинается история Интернета!
В 1990 году Тим Бернерс-Ли начал работу над языком гипертекстовой разметки HTML, с его помощью в 1991 году в Интернете появилась первая веб-страничка: http://info.cern.ch. Её дизайн не идёт ни в какое сравнение с современными решениями, однако именно с этого момента берёт начало дизайн IT продуктов, а развитие его протекает стремительно.
Уже в 1993 году сайты стали поддерживать до 16 цветов, что позволяло добавлять картинки и раскрашивать текст. Позже разрешение экрана составило 800 на 600 мегапикселей, а сайты начали поддерживать палитру в 256 цветов. И вот самые ранние разработки дизайна программного обеспечения:
Виды дизайна в IT
В нашей статье мы рассматриваем именно веб-дизайн, однако вы могли слышать такие термины, как “UX/UI дизайн программы” или “графический”. Миллион названий объясняется тем, что в обязанностях ИТ сферы, как правило, чёрт ногу сломит: каждый год появляются новые навыки, а вместе с ними лексикон айтишников пополняется новыми терминами.
С дизайном софта, как и с другими профессиями, всё гораздо проще чем может показаться:
Графический дизайн специализируется, в основном, на визуальной айдентике бренда: логотипы, упаковки, баннеры, плакаты и т.д. Графическому дизайнеру не обязательно знать правила проработки интерфейса, его цель – качественная, узнаваемая и приятная картинка, которая запомнится клиенту и будет отсылать к бренду.
UX дизайн приложений (user experience) – это правила удобства веб-сайта. Он описывает то, как быстро и комфортно пользователь доберётся до необходимой функции, найдёт ли он важную кнопку и как расположить текст, чтобы он не остался незамеченным.
UI дизайн программы (user interface) – это раздел дизайна веб-сайтов, отвечающий за визуал: цветовые решения, картинки, анимации и шрифты. Это гораздо сложнее, чем может показаться, потому что раскрывает характер и философию бренда в глазах клиентов. UX и UI не существуют друг без друга. В то время как UI рассказывает об идее, UX делает всё, чтобы идея стала доступной.
Веб-дизайн, о котором пойдёт речь далее, объединяет в себе графический и UX/UI дизайн программы. Веб-дизайнеру необходимо проектировать удобные интерфейсы и прорабатывать визуал. Он специализируется именно на сайтах и применяет знания и навыки для их создания.
Задачи и цели веб-дизайна
Главной целью веб-дизайна является привлечение новой целевой аудитории и рост продаж, оба фактора напрямую зависят от лояльности клиентов, однако клиенты бывают разные. Именно поэтому в разработке дизайна ПО специалисту необходимо опираться не на личные предпочтения или запросы заказчика, а на анализ целевой аудитории.
Про связь между сферой предприятия и цветовым решением слышали многие. Например, зелёный – здоровье и отдых, синий и голубой – стабильность и качество, жёлтый – энергия и т.д.
Однако для разных стран и даже возрастов цветовые и дизайнерские решения могут восприниматься по разному. Например, в то время как в европейской культуре стилистический минимализм до сих пор на пике популярности, на западе веб-сайты носят гораздо более эмпатичный характер, а потому дизайн программного обеспечения содержит в себе большое количество фото, видео и отзывов довольных клиентов.
В Азии же всё наоборот: чем ярче дизайн софта – тем привлекательнее он для клиентов. Максимальная броскость и максимализм символизируют о богатстве, но для европейских и западных клиентов могут показаться “наляпистыми” и перегруженными.
Разница поколений также играет большую роль в проектировании и дизайне ПО. Если ваш продукт ориентирован на более старшее поколение есть смысл сделать упор на удобство и функциональность, подкрепив их приятным дизайном. Однако в случае молодых клиентов UI дизайн приложений будет иметь решающее слово: а значит необходимо будет сделать упор на современные тренды и интересы аудитории, ведь молодёжь тоже бывает разная. Как раз о трендах мы поговорим позже, не переключайтесь!
Из чего состоит веб дизайн?
Дизайн программного обеспечения – это конструкция, составленная из множества маленьких деталей. Это уникальный продукт, ведь двух абсолютно одинаковых компаний не существует, а значит их позиционирование в интернете также будет различаться. А теперь рассмотрим самые распространённые “детали пазла”:
- Цветовое решение
То, от чего предстоит отталкиваться любому веб-дизайнеру в работе. Зачастую заказчик приходит с готовым брендбуком или, хотя бы, обозначает фирменные цвета компании. Однако в обратном случае дизайнеру необходимо будет разработать лаконичную палитру цветов и оттенков для каждой, даже малейшей, детали сайта.
- Кнопки
Звучит неоднозначно, ведь кнопка – это просто маленькая деталь в дизайне софта, казалось бы есть вещи и поважнее. Однако кнопки выполняют важнейшие функции сайта: продажи, просмотр, связь с клиентом и т.д. Они должны быть видны, приятны глазу и сопровождать клиента на каждом шагу.
- Изображения
Изображения и видео, как известно, отличный способ добавить динамичности и очеловечить сайт. Одно дело прокручивать красивые картинки и завлекающие текста, а другое – знакомиться с настоящими людьми: руководителями, создателями и сотрудниками компании.
- Анимации
До недавних пор анимации считались дурным тоном, ведь в эпоху минимализма некрасиво отвлекать клиентов от самого главного. Однако они не пропали, а лишь преобразились, теперь анимированные элементы служат верными помощниками в маркетинге, добавляя дизайну IT продуктов динамики и уникальности.
- Шрифты
Их важность долгое время была в тени, веб-дизайнеры использовали одни и те же надоевшие шрифты, но в 2023-2024 годах всё изменилось. Шрифты стали важным элементом, а веб-дизайнеры научились работать с ними так, чтобы каждая буква отражала характер и фирменный стиль компании.
Веб-дизайнер: его роль и обязанности
Нетрудно догадаться, что ответственный за разработку дизайна ПО – веб-дизайнер. Как мы уже говорили роль и обязанности его различны от компании к компании и от проекта к проекту. Это объясняется тем, что некоторые задачи дизайнера может взять на себя аналитик или разработчик, а в некоторых случаях заказчик приносит брендбук компании, что также освобождает специалиста от пласта работы.
Мы рассмотрим тот случай, когда в обязанности дизайнера входят все работы и навыки, которыми он должен обладать, этакий “и швец, и жнец”. На практике такое встречается редко, однако предупреждён – значит вооружён:
1. Прототипирование основного функционала
Получив от аналитика подробное техническое задание, дизайнер разрабатывает модель взаимодействия пользователя с системой, а исходя из неё, создаёт функциональные прототипы. Проще говоря, функциональные прототипы – это будущие страницы и разделы сайта, однако зачастую они отражают лишь UX дизайн приложения и не содержат абсолютно никаких визуальных составляющих.
2. Проработка и тестирование юзабилити
Юзабилити веб-сайта – это уровень удобства использования. Подробнее о юзабилити можно узнать здесь. На этом этапе дизайнер дополняет прототипы, исходя из правил юзабилити и тестирует удобство и скорость достижения необходимых функций. Прототипы готовы, движемся дальше!
3. Анализ и проработка визуальной части
Настало время самого творческого этапа. Дизайнер анализирует целевую аудиторию, стиль компании и сферу бизнеса. После этого он собирает брендбук – хранилище важных для дизайна софта деталей, состоящее из цветовой палитры будущего продукта, визуальных элементов, фото и видео материалов.
4. Разработка дизайнерских макетов
Пришло время применить брендбук в действии: дизайнер наполняет функциональные прототипы визуальными элементами, а на выходе мы получаем итоговые макеты веб-сайта!
5. Тестирование юзабилити и согласование с заказчиком
Итоговые макеты обязательно должны пройти через вторичное юзабилити тестирование и отправиться на согласование с заказчиком. На этом этапе необходимо решить все вопросы и нестыковки, а также править существующий дизайн программного обеспечения до идеала, чтобы не тратить время и деньги позже.
6. Вёрстка макетов
Редко, но всё же случается так, что дизайнер самостоятельно верстает макеты – разрабатывает пользовательский интерфейс продукта. Чаще этим занимается фронтенд-разработчик, однако у каждого дизайнера в арсенале должны быть навыки кодирования, на всякий случай.
Последние тренды в веб-дизайне
Трендам не свойственно задерживаться: исчезают они также быстро, как и возникают. Однако есть случаи, когда тот или иной стиль не теряет актуальности несколько лет или вовсе становится гарантом стабильности качества, как произошло с минимализмом.
Однако минималистичный – не значит лучший. В современных тенденциях проектирования и дизайна ПО наблюдается отход от традиционного минималистичного подхода к более комплексному и динамичному дизайну. Этот обусловлено тем, что упрощенные макеты и доступный дизайн ограничивают возможности вовлечения пользователей. Дизайнеры стремятся создавать более насыщенные и интерактивные элементы, которые обеспечивают пользователям более увлекательный и персонализированный опыт.
- Нетипичная типографика
Использование нескольких шрифтовых пар в одном заголовке или слове позволяет дизайнерам сочетать несколько стилей, показывая многообразие и широкие взгляды компании или выделять важные идеи.
- Футер, как яркий и самостоятельный элемент
Футер – это нижняя часть сайта. Исконно она выделяется тёмным цветом и содержит в себе краткую информацию о компании: контакты, адреса и т.д. Однако в последний год в моду вошли “говорящие футеры”: они могут содержать большую надпись с названием бренда или броский, запоминающийся слоган.
- Анимация
Как мы уже говорили, анимация возвращается в моду, однако теперь она не замыкается на всплывающих картинках. Теперь анимированные элементы – это путеводитель по личному бренду. Анимированный дизайн софта помогает рассказать историю компании, добавить взаимодействие с сайтом и задержать клиента на подольше.
- Ностальгический тренд
Восьмидесятые, девяностые и двухтысячные пробрались не только в гардероб и на экраны людей, теперь ретро стиль можно заметить на сайтах известных компаний.
Стиль Y2K или “эстетика двухтысячных” привлекает своей яркостью, графикой и смелыми решениями. Для взрослого поколения это шанс окунуться в молодость, а для молодого – свежий взгляд и яркое пятно в минималистичном мире.
Стиль Мемфис или “Эстетика 80х-90х” также отсылает к ярким цветам, однако придаёт дизайну программного обеспечения не смелый и дерзкий характер, а скорее милую ностальгию. Меньше кислотности – больше позитива.
- 3D-элементы
3D-элементы в дизайне не теряют свою актуальность, а лишь умножают её благодаря текстурам объекта. Металлические, плюшевые, деревянные и множество других деталей добавят UI дизайну программы глубины и реалистичности, а возможно вызовут желание протянуть руку через экран и потрогать объект.
Примеры современных дизайнерских решений для веб-сайтов
Самые терпеливые и заинтересованные наконец-то дошли до увлекательного завершения. Далее вам будут представлены примеры наиболее ярких и интерактивных разработок дизайна ПО, которые не оставят равнодушным ни одного и точно вдохновят на парочку смелых решений.
Роллс-Ройс в мире веб-дизайна: 3D-анимация, интерактивное портфолио, приятное музыкальное сопровождение и короткие информативные надписи создают ощущение расслабляющей игры. UI дизайн программы завораживает, с этого сайта не захочется уходить, поэтому освободите около получаса на это увлекательное путешествие!
Одно слово – стиль. Несмотря на огромные заголовки, стремительно выходящие из моды к концу 2024 года, этот сайт стоит посетить хотя бы для вдохновения. Сочетание несочетаемого, броскость и динамичность дизайна софта создают неповторимый стиль и настроение.
Ретро, текстуры, интересная типографика и анимации – сайт бренда Lacoste собрал в себе почти все тренды в дизайне программного обеспечения, но что важнее – рассказал свою историю и философию. Благодаря качественному и ответственному подходу к позиционированию в интернете бренд смог не только заслужить доверие целевой аудитории, но и выиграл звание “Сайт дня” по версии экспертов Awwwards.
Разработка веб-сайта от 66 Бит
Благодаря нашей статье всего за 10 минут вы стали экспертом в области разработки дизайна ПО и последних его трендов. Настало время создать уникальный сайт для своей компании или добавить динамики существующему. Вдохновились? Тогда команда экспертов 66 Бит поможет воплотить мечту в реальность! Наши специалисты проведут глубокий аудит, разработают стратегию создания уникального решения и позаботятся о безопасности и производительности продукта. Подробнее читайте на сайте!